Программа MultiStereobase
Программа предназначена для расчета стереобазы при съемке нескольких ракурсов. Эти ракурсы впоследствии используются для изготовления линзовой стереофотографии.
Если вы снимаете цифровым фотоаппаратом с переменным фокусным расстоянием, укажите минимальное и максимальное фокусные расстояния в расчете на 35 мм пленку (они указаны в технических характеристиках). Выберите нужное Оптическое увеличение (Optical zoom). Если вы снимаете пленочным фотоаппаратом или цифровой "мыльницей", оптическое увеличение равно единице и фокусное расстояние устанавливается в поле Мин. фокус.
Увеличение главного объекта, находящегося на расстоянии нулевого параллакса, показывает, во сколько раз будет уменьшен/увеличен объект на фотографии по сравнению со своим настоящим размером. Если значение близко к единице, значит, мы получим масштаб один к одному.
Ставьте ширину конечной фотографии с учетом того, что стереоракурсы после выравнивания заметно обрезаются. Обычно теряется 15-20% ширины. Ставьте значение с 20-процентным запасом. По этой причине лучше выбирать горизонтальную ориентацию фотоаппарата. Если вы выбрали вертикальную ориентацию, то снимать лучше с поворотом фотоаппарата вокруг точки, которая будет находится в плоскости стереоокна (о стереоокне читайте ниже), тогда края ракурсов не так сильно обрезаются.
Вначале определим несколько понятий.
Стереоокно - это пространственная граница стереоскопического изображения. Для монитора стереоокно находится в плоскости монитора, для открытки - в плоскости открытки. Если размер стереоизображения превышает размеры видимой области, то понятие стереоокна теряет смысл, его просто нет. В этом случае у изображения нет видимого глазом края, относительно которого можно отсчитывать глубину. Если мы смотрим на монитор или на маленькую стереооткрытку, то мы видим края монитора и края открытки, которые служат ориентирами для нашего восприятия объема. Эти края и образуют стереоокно. Относительно стереоокна мы определяем, какая часть объемной сцены расположена в плоскости окна, какая находится глубоко внутри и какая выступает вперед.
Сопряженные точки - изображения одной и той же точки объекта на разных снимках.
Параллакс (греч. parallaxis - уклонение) - перспективное кажущееся смещение расматриваемого объекта, вызванное изменением точки наблюдения. В литературе вы можете встретить термин диспаратность, который в принципе обозначает то же самое, что и параллакс. Возможно, различие в том, что диспаратность - расстояние между сопряженными точками - измеряется в системах координат, жестко связанных с камерами. Для измерения параллакса мы можем выбрать другие системы координат, сдвинутые относительно систем координат камер. Когда мы создаем анаглифное изображение, мы можем сместить левый ракурс относительно правого, сопряженные точки сдвинутся относительно друг друга: параллакс изменится, но диспаратность - нет.
Нулевой параллакс - сопряженные точки совпадают друг с другом и воспринимаются нами как лежащие в плоскости стереоокна.
Параллакс на заднем плане или положительный горизонтальный параллакс - сопряженная точка на левом снимке расположена левее соответствующей точки на правом снимке. Точка кажется расположенной за плоскостью стереоокна.
Параллакс переднего плана или отрицательный горизонтальный параллакс - сопряженная точка на левом снимке расположена правее соответствующей точки на правом снимке. Точка кажется выдвинутой вперед.
Теперь подробнее об установках программы.
Под параллаксом переднего и заднего планов понимается параллакс между крайними ракурсами (первым и последним). Каким он может быть, зависит от линзового растра, количества ракурсов и от контрастности изображения. Для малоконтрастного заднего плана можно взять намного больший праллакс, чем для четкого и яркого фона. Максимально возможный параллакс переднего и заднего планов определяется экспериментально для каждого конкретного растра и печатающего устройства. Ниже мы приведем рекомендуемые значения для линзового растра 3D 60 lpi от фирмы Microlens:
контрастный фон | среднеконтрастный фон | малоконтрастный фон | |
передний план | 0,5 см | 1 см | 2 см |
задний план | 1 см (число ракурсов не меньше 5) | 2 см (число ракурсов не меньше 10) | 3,5 см (число ракурсов не меньше 20) |
Установка параллельно значит, что фотоаппарат будет смещаться строго параллельно.
Установка с вращением значит, что фотоаппарат будет поворачиваться вокруг точки, лежащей в плоскости стереоокна. Только не вокруг снимаемого объекта, а вокруг некоей точки (иногда невидимой), которая будет иметь нулевой параллакс. Лучше ее выбирать немного впереди снимаемого объекта.
Угол обзора линзового растра - это угол, в пределах которого мы видим нормальный стереоэффект и один цикл анимации. Если мы повернем линзу на больший угол, то увидим псевдоскопическое изображение (левое и правое изображение поменялись местами) или следующий цикл анимации для вариокартинок. Этот угол обычно лежит в пределах от 24 до 60 градусов. Линзовые растры с угловым обзором 24-30 градусов предназначены в основном для стереоизображений, с углом 45-60 градусов - для вариоизображений. Растры с углом обзора 40-45 градусов можно использовать и для стерео, и для варио.
Расстояние до точки нулевого параллакса - это расстояние до плана, лежащего в плоскости стереоокна. Расстояние до переднего плана - это расстояние до самого ближнего объекта, расстояние до заднего плана - до самого дальнего объекта.
В серых полях справа значения показываются из расчета, что поворот фотоаппарата равен углу обзора линзового растра. Эти значения лучше использовать, если вы снимаете неглубокую сцену или отдельно стоящий объект, например, вазу с цветами или человеческую голову. Нажмите на стрелку, чтобы перенести эти значения.
В других случаях указывайте значения, приблизительно соответствующие вашей сцене. Однако вы не можете независимо поменять расстояния до заднего и переднего планов, они будут меняться одновременно и пропорционально указанным параллаксам. Если, изменив расстояние до переднего плана, вы получите сообщение: Растояние до заднего плана - бесконечность, потому что параллакс в бесконечности меньше параллакса заднего плана! Параллакс в бесконечности = ... см, это значит, что параллакс на заднем плане (в бесконечности) будет равен указанному в сообщении параллаксу, а не тому, который вы поставили. Лучше менять расстояние до заднего плана, а не до переднего. Если задний план находится в бесконечности, поставьте очень большое число, например, 1000000, добавляйте нули к единице до тех пор, пока не перестанет меняться расстояние до переднего плана или общая линейная стереобаза, т.е. мы приблизимся к бесконечности с достаточной точностью.
Общая линейная стереобаза - общий сдвиг фотоаппарата во время сетеросъемки.
Общая угловая стереобаза - общий поворот фотоаппарата при съемке с вращением.
Число ракурсов - количество снимаемых ракурсов.
Сдвиг камеры - сдвиг фотоаппарата для съемки следующего ракурса, определяется, как Общая линейная стереобаза / (Число ракурсов - 1)
Поворот камеры - поворот фотоаппарата для съемки следующего ракурса при съемке с вращением, определяется, как Общая угловая стереобаза / (Число ракурсов - 1)